Проект Федерального закона № 1087686-7 "О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками"



Дата размещения новости: 6 января 2021 г.

Внесенный в Государственную думу Правительством РФ законопроект "О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками" разработан в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации от 13 февраля 2020 г. № Пр-234ГС (часть вторая подпункта "а" пункта 1 перечня) по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 26 декабря 2019 г., Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2020 г. № ВА-П11-1083 (пункт 2), пункта 7 плана мероприятий по созданию российских защищенных брендов экологически чистой сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденного Правительством Российской Федерации 1 июля 2019 г. № 5960п-П11.

С учетом активного роста присутствия Российской Федерации на мировых рынках фактор конкуренции и ее ужесточения начинает играть все большую роль. Создание бренда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками позволяет "монетизировать" следующие фундаментальные преимущества ведения сельского хозяйства в Российской Федерации: полный запрет на использование генно-инженерно-модифицированных организмов; низкую интенсивность применения пестицидов (в среднем 1,55 кг/га пестицидов, что значительно ниже уровня большинства государств - экспортеров сельскохозяйственной продукции); низкий уровень содержания тяжелых металлов в минеральных удобрениях (производимые в Российской Федерации фосфорсодержащие минеральные удобрения обладают более низким содержанием токсичных элементов, чем нормируемые опубликованным в июне 2019 года законодательством Европейского союза (кадмий, ртуть, мышьяк, свинец, никель, хром (VI); низкую интенсивность использования значительной части сельскохозяйственных земель.

Необходимость принятия Федерального закона "О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками" (далее - Федеральный закон) определяется созданием законодательной базы для формирования унифицированной нормативной базы, объединенной общим подходом к обращению сельскохозяйственной продукции с улучшенными характеристиками, оценке соответствия, маркировке и требованиям к такой продукции, сырью и продовольствию. Единый подход к терминологии, техническим требованиям, производству, упаковке, маркировке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками позволит создать систему доказательной базы отличительных свойств сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции.

Законопроект устанавливает правовые основы создания российского бренда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками, определяющими, в том числе конкурентные отличия российского производителя на экспортном рынке, что будет способствовать реализации целей национального проекта (программы) "Международная кооперация и экспорт" (утвержден протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (от 24 декабря 2018 г. № 16) в части увеличения экспорта продукции агропромышленного комплекса.

Предметом законопроекта являются отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой, маркировкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками, подтверждением их соответствия. Отношения в сфере производства, хранения, транспортировки, маркировки и реализации парфюмерно-косметической продукции, лекарственных средств, продукции охоты, рыбной и иной продукции из уловов водных биологических ресурсов, произведенной на судах рыбопромыслового флота, продукции переработки древесины и иных лесных ресурсов, органической продукции законопроект не регулирует.

Применяемое в законопроекте словосочетание "сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие с улучшенными характеристиками" применено как аналог мировой экомаркировки для доведения до потребителя информации об улучшенных аспектах продукции.

Например, в США с целью информирования потребителей об улучшенных характеристиках продукции предусмотрены четыре категории продуктов по "органичности". К первой категории - "100% Organic" - относятся продукты, на 100% состоящие из органических ингредиентов. На их упаковке, соответственно, указывается информация о 100-процентном содержании органических ингредиентов и изображен знак органического сельского хозяйства США. Вторая группа - "Organic" - включает товары, содержание органических ингредиентов в которых составляет 95% - 99% веса (без учета воды и соли). На их упаковке написано "органический" и изображен знак органического сельского хозяйства США. Если содержание органических ингредиентов составляет от 70% до 90% (третья категория), то на упаковке разрешено писать "произведено при использовании органических ингредиентов" ("Made with Organic"), но знак органического сельского хозяйства США на упаковке изображать запрещено. К четвертой группе относятся продукты, в которых содержится менее 70% органических компонентов. На продуктах четвертой группы запрещено писать слово "органический", однако, если данный продукт содержит органические составляющие, они могут быть перечислены на задней стороне упаковки.

В КНР существует три типа сертифицируемой продукции: "экологически чистая сельскохозяйственная продукция", "зеленая продукция" и "органическая продукция".

"Зеленая продукция" в КНР распределяется на две категории: класс "А" и класс "АА". При производстве "зеленой продукции" класса "А" допускается ограниченное использование удобрений химического происхождения и пестицидов для почвы.

Под улучшенными характеристиками в законопроекте предлагается понимать качественные и количественные показатели сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, определяемые документами по стандартизации на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие с улучшенными характеристиками. Перечень документов по стандартизации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками, определяющих качественные и количественные показатели сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками, методы ее исследования (испытаний), измерений, правила сертификации, утверждается Правительством Российской Федерации.

Также понятийный аппарат законопроекта содержит определения таких используемых в законопроекте понятий, как "улучшенная сельскохозяйственная продукция", "улучшенное сырье" и "улучшенное продовольствие".

Целями правового регулирования отношений в области производства, хранения, транспортировки, маркировки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками, подтверждением их соответствия в соответствии с законопроектом являются:

Исходя из указанных целей также определены основные задачи, которые должны быть решены посредством применения положений законопроекта.

К числу таких задач относятся:

Предлагаемый законопроектом механизм правового регулирования обозначенных выше отношений состоит прежде всего в установлении основных требований, которым должны соответствовать сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие с улучшенными характеристиками (часть 1 статьи 4 законопроекта). Создание системы документов по стандартизации на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие с улучшенными характеристиками обеспечит доказательную базу отличительных улучшенных характеристик такой продукции и достоверное информирование потребителя о ней как на российском рынке, так и на зарубежных рынках.

Применение химических средств защиты растений (далее - ХСЗР, пестициды) оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду и человека вследствие того, что большинство пестицидов являются ядами в чистом виде, в отличие от минеральных удобрений.

Вещества, содержащиеся в пестицидах, способны накапливаться в почве, попадать в водоемы, а затем в организм человека и животных.

Токсическое действие пестицидов на человека проявляется в основном в результате употребления пищевых продуктов или воды с остатками пестицидов.

В международном сообществе существуют разные классификации пестицидов по степени опасности для человека и окружающей среды.

В Российской Федерации в соответствии с нормативами СанПиН 1.2.2584-10 "Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов" установлены четыре класса опасности пестицидов: чрезвычайно опасные, высоко опасные, умеренно опасные и мало опасные.

Установление класса опасности производится на основе полной токсиколого-гигиенической оценки пестицидов с учетом критерия, определяющего наибольшую их опасность для здоровья человека.

Учитывая высокую опасность ХСЗР для человека и окружающей среды, а также создание положительного имиджа Российской Федерации как производителя и поставщика сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками, предлагается при их производстве установить следующее требование - применение умеренно опасных и (или) мало опасных пестицидов, которые позволят минимизировать негативное воздействие на человека и окружающую среду. Установление критерия применения умеренно опасных и малоопасных пестицидов в начале цепочки производства пищевой сельскохозяйственной продукции и продуктов питания обеспечит заведомо более низкое воздействие на окружающую среду, чем при применении пестицидов более высоких классов опасности. При этом законопроект будет содержать требования к классу опасности применяемых пестицидов на основе действующего нормативного документа, что упростит применение закона для производителя сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Законопроектом предусматривается, что удостоверение соответствия сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками документам по стандартизации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками осуществляется в форме добровольной сертификации в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

При этом добровольное подтверждение соответствия сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками не заменяет обязательного подтверждения соответствия сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками в случаях, предусмотренных актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 5 законопроекта), что в полной мере соответствует одному из принципов подтверждения соответствия, установленных частью 1 статьи 19 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании", а именно недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией, суть которого состоит в том, что продукция, которая проходит процедуру добровольной сертификации, в любом случае должна также пройти проверку в отношении соблюдения обязательных требований к такой продукции и процессам ее производства, установленных техническими регламентами.

После прохождения добровольной сертификации и получения сертификата соответствия производители сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками приобретают возможность использования для маркировки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками графического изображения (знака) единого образца, форма и порядок использования которого будут определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.

При размещении указанной маркировки на упаковке, потребительской или транспортной таре продукции, соответствие которой не подтверждено или действие сертификата соответствия которой приостановлено либо прекращено, производители такой продукции будут нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Речь будет идти об административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая позволит обеспечить недопустимость использования маркировки в отношении продукции, не прошедшей сертификацию.

Для информирования потребителей о производителях сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками и видах производимой ими продукции законопроектом предусматривается создание единого государственного реестра производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками (далее - реестр), ведение которого будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, с использованием федеральных государственных информационных систем.

Сведения, содержащиеся в реестре, будут являться общедоступными и размещаться на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти, в том числе в форме открытых данных.

Информация о наличии или об отсутствии сведений о производителях сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками в реестре также будет предоставляться любым заинтересованным лицам бесплатно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.

В целях обеспечения удобства для потребителей и возможности оперативного информирования о товаре, относящемся к сельскохозяйственной продукции, сырью и продовольствию с улучшенными характеристиками, при нанесении маркировки такой продукции должно обеспечиваться формирование кода (QR-кода) для создания возможности удаленного получения с использованием технических средств сведений о производителях сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками и видах производимой ими сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками, содержащихся в реестре.

Формирование QR-кодов, а также нанесение их на упаковку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками будут осуществляться соответствующим хозяйствующим субъектом-производителем такой продукции. Для формирования QR-кода возможно безвозмездно применять любой генератор QR-кода из открытых источников в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (свободно распространяемое программное обеспечение) путем использования ссылки на информацию о производителе сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками и видах производимой им сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками, содержащуюся в реестре.

Таким образом, в результате применения положений законопроекта будут созданы предпосылки для использования отечественными производителями сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия дополнительных способов повышения качества конечной продукции, а потребители этой продукции получат возможность разграничения товаров с улучшенными характеристиками и иных товаров посредством специальной маркировки.

Отложенный срок вступления Федерального закона в силу (двести семьдесят дней со дня его официального опубликования) обусловлен необходимостью принятия ряда подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона, до вступления его в силу.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иным международным договорам Российской Федерации.

Законопроект не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

В законопроекте присутствуют обязательные требования в отношении маркировки только той сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками, на которую получен сертификат соответствия. Соблюдение указанных требований проверяется при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. При размещении указанной маркировки на упаковке, потребительской или транспортной таре продукции, соответствие которой не подтверждено или действие сертификата соответствия которой приостановлено либо прекращено, производители такой продукции будут нести ответственность в соответствии с частью 2 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принятие Федерального закона не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Реализация Федерального закона не приведет к увеличению расходов федерального бюджета или к необходимости перераспределения средств с действующих направлений государственной поддержки. Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками будет осуществляться в рамках действующих мероприятий, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717.

Реализация положений Федерального закона в части осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

См. также: Сельскохозяйственная деятельность

 

Вернуться на предыдущую страницу



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


22 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1116818-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ст. 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Цель законопроекта - расширение доступа к участию в закупках субъектам малого и среднего бизнеса, с возможностью предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона № 44-ФЗ.




15 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1112339-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Цель законопроекта - создание единой системы управления арестованным, конфискованным, а также иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством. Законопроектом предусматривается применение электронной формы торгов, а также, реализация имущества на единых электронных площадках, отобранных Правительством РФ, где путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество.




10 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1109512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"

Цель законопроекта - совершенствование законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предлагаемые изменения предоставят некоммерческим организациям инструменты рекламного продвижения своих инициатив и позволят оптимальным способом информировать о своей деятельности в сети "Интернет".




3 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1105153-7 "О внесении изменений в статьи 38 и 86 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Цель законопроекта - установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам. 




30 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 1103069-7 "О внесении изменения в статью 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"

Цель законопроекта - внесение в законодательство о банкротстве уточнения, согласно которому в рамках удовлетворения требований кредиторов второй очереди не могут быть взысканы иные платежи, кроме платежей по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.



Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.